Ну что ж, работа доведена до конца. Рассказываю. Краткая предыстория: долгие годы верой и правдой работал у меня вентилятор 1, который начал глючить, а именно то работал, то не работал, причем начал отключаться на заведенной машине, то есть сначала поработает, а потом перестает. Первым делом я подумал, что дело в щетках, но когда вентилятор 1 был снят, выяснилось, что щетки находятся во вполне нормальном состоянии. Конечно, они не были как новые, но нормально прижимались пружинами к коллектору. Было решено заменить разъем проводки, который втыкается в гнездо вентилятора. Кроме того, было решено удлинить проводку, поскольку изначально провод был настолько короткий, что разъем надо было отстегивать сразу, до снятия вентилятора. Надо сказать, что разъем (узкий, машина с кондиционером) неудобно отсоединять и подсоединять, и уже тем более это неудобно, когда лежишь и пытаешься поднятой вверх рукой его отцепить. В этих операциях мне помогал Чебуратор, которому я безмерно благодарен за помощь. Видя его мучения, я и предложил нарастить проводку. После замены разъема вентилятор нормально отработал примерно 20 тыс. км, ни разу не подводя, и в октябре время от времени просто не включался, причем все чаще и чаще. Я его снял и увидел, что щетки практически кончились, остались ну просто смешные ошметки. Заменил щетки. Вентилятор первые несколько дней поработал нормально, а потом начал иногда не включаться после простоя, но при этом включался после того, как стукнешь снизу по бардачку. Я его снял, внимательно посмотрел на коллектор и увидел, что на нем уже не везде есть металл, то есть покрытие сильно изношено. Тогда мне и захотелось заменить вентилятор на вентилятор 3, который я купил без крыльчатки и с крышкой без крепежного фиксатора, но с коллектором и щетками в идеальном состоянии. Он мне изначально нужен был в качестве эталонного образца для испытаний на стенде, поэтому мне было абсолютно пофиг на отсутствие крыльчатки и крышку. Крыльчатку я переставил с другого вентилятора (вентилятора 2). И вот теперь мне захотелось вентилятор 3 установить на свою машину.
Итак, у меня был в наличии вентилятор 3 с идеальными коллектором и щетками. Вентилятор сделан в Венгрии, больше ничего про него сказать не могу. У крышки сломан крепежный фиксатор. И у меня была целая крышка от оригинального вентилятора 2 (этот вентилятор я сознательно пустил на эксперименты, одним из которых была замена коллектора). Пусть это будет крышка 2. При попытке установить крышку 2 на вентилятор 3 выяснилось, что крышка 2 нормально насаживается на корпус двигателя, но расстояние от контактов вентилятора 3 до гнезда в крышке 2 значительно больше того, которое необходимо для того, чтобы разъем вставился в контакты. Разъем своим краем (пластиковой облицовки) едва доходил до контактов, то есть разница составляла длину контакта вентилятора.
Понятно, что нужны были два плоских переходника типа мама-папа, то есть с плоским гнездом для контакта вентилятора с одной стороны и плоским контактом типа папа с другой стороны. Вначале я на рынке купил два разъема РПИ-П и РПИ-М:
и попытался сделать переходник мама-папа с помощью холодной сварки, отрезав все лишнее. Не получилось. Наткнулся на разъем типа РПИ-О:
Купил, отломил то, что обмотано синей изоляцией, распрямил ответвление, подточил напильником с отломанной стороны и получил необходимый переходник. Два таких переходника воткнул в контакты вентилятора, и необходимое соединение было получено. Очень надежное соединение без всяких проводов. Фиксация разъема - просто отменная.
Далее возникли другие нюансы. Отверстия в крышке не совпадали с дырками в корпусе двигателя. Для закрепления крышки вначале купил винты соответствующей резьбы, но фиксация была настолько хлипкая, что купил два самореза и ими прикрутил крышку. Сделать нештатные дырки в крышке 2 несложно: измерил расстояние между дырками в корпусе двигателя, циркулем на крышке нарисовал дуги окружностей соответствующих радиусов, в двух точках пересечения шилом проткнул дырки, развальцевал ножом.
Кроме того, выяснилось, что крыльчатка находится дальше от крышки, чем положено. Вкупе с изначально воткнутыми винтами это мне стоило сгоревшего предохранителя. Винты заменил на саморезы, крыльчатку опустил ближе к крышке (сравнивал с вентилятором 1). Опустить крыльчатку несложно, достаточно разогреть торец в кипятке, пластик размягчается и можно с помощью обычного деревянного шканта и молотка аккуратно переместить крыльчатку в нужное положение. В итоге вентилятор установлен на машину, все работает.