3dmax Пасиб! Интересный расчет остаточной емкости АКБ, как альтернатива методу разрядки током 1/20 до 10,5 вольт. Попался в инете! Наверно таким способом вычисляют SOH проверяемой батарее тестеры АКБ. Проверил таким расчетом этот РОМБАТ. Итог - 15 Ач! Почти совпал с тестом который проходил 3,5 часа - 12 Ач. https://www.drive2.ru/b/460400429117735366/
Exide Classic EC550 460A EN, 55ah , брал в январе 2016, размер H190 L242 W175. Батарея сдохла на логане после 5 лет службы верой и правдой. Первая на логане АКБ Ромбат отслужила 9,3 лет 09.2006-01.2016
Дело было так: 23 января 2021 я замерял с утра напряжение, было 12,25 Вольт. Я еще подумал, что надо бы зарядить, но потом забыл про это дело.
Ездил ежедневно до 26 февраля, при этом заводилась нормально. Потом машина 2 недели стояла без движения. Точнее, в этот период было 2 коротких поездки 4 и 7 марта (заводилась норм), но по минут 10 всего продолжительность поездки была. Позавчера (10 марта) были морозы до -15. Вчера (11 марта) пришел, на улице уже потеплело, -3 было. С сигнализации снялась, замки открылись, сигналы поворота вспыхнули желтым, как и должно быть. Кручу верчу стартер. 1 оборот делает еле еле и сдыхает. Ну я подъехал на другой машине, накинул провода, сразу завелась с полоборота. Я поездил немного на логане взад-вперед, минут 5 мотор потарахтел на холостых. Заглушил, завел опять с полоборота. Сегодня подошел днем, на улице +1С, опять только полоборота стартером делает и подыхает. Думаю завтра заведу логан с проводов, съезжу за зарядкой, потом акум сниму, поставлю на зарядку в комнатной температуре. Но похоже, пора менять АКБ. Так посмотрел по ценам, где то 40-90 евро новая батарея стоит. AGM от 120 евро
сегодня со своей стартерной батареи не пробовал заводить логан, а сразу подъехал на другой машине, накинул крокодилы. Логан завелся вяло, с трех оборотов. Потом 1 час поездил 60 км. снял АКБ, напряжение 12,6 Вольт, поставил за зарядку при комнатной температуре , уже 1,5 часа заряжается. Завтра утром поставлю АКБ на автомобиль, а послезавтра с утра поробую завести, но к тому времени наверное новая АКБ уже придет. Новую АКБ тоже перед установкой на автомобиль заряжу. Старую в утилизацию сдам.
Ну так себе расчёт-то, на самом деле. Человек там внутреннее сопротивление насчитал аж в 56 мОм и отталкиваясь от этого считал ёмкость. Стоит ли говорить о том, что сопротивление исправного ( пусть и старого ) аккумулятора на порядок ниже? Кроме того, ёмкость аккумулятора и его сопротивление вещи хоть и взаимосвязанные, но связь между ними очень, скажем так, условная. То есть, я могу показать Вам два аккумулятора на 60 А*ч с сопротивлением каждого в 0.004 Ом и 0.006 Ом. Как будете считать ёмкость при таком раскладе? Для измерения ёмкости стартерной батареи подходит только 20 часовой разряд. Всё остальное это пальцем в небо,с такой же точностью. А тестеры, кстати, работают куда примитивнее. В них тупо зашит алгоритм, который отталкиваясь от указанного пользователем пускового тока, сравнивая его с реально измеренным током, делает выводы о состоянии АКБ. Проще говоря, если из заявленных 600 CCA осталось 300 - он покажет SOH 50 процентов. С небольшой поправкой на сопротивление. Для примерного понимания состояния батареи такого примитивного способа вполне достаточно.
Foenstein писал(а):снял АКБ, напряжение 12,6 Вольт, поставил за зарядку при комнатной температуре , уже 1,5 часа заряжается.
Всегда удивлялся тому, откуда у людей тяга не поддерживать состояние здоровья АКБ, пока он жив, а пытаться воскресить труп, когда он уже разлагаться начал.
Я еще в январе думал поменять АКБ, но потом было не до того. Я вспомнил... первый раз АКБ сдохла, после того как меня на логане буксировали вечером 21 декабря 2020 при неработающем моторе, но с включенной вентиляцией , светом (сдох датчик ВМТ) . Я тогда на след день утром заводиться не пробовал, но снял АКБ и полностью заряжал весь день. Сейчас уже речь не идет о восстановлении, подзаряжаю, чтобы машина на ходу была пару дней
5 лет это неплохо, один коллега на своей хонда CRV каждые 3 года меняет стартерные батареи AGM, последняя у него 38 месяцев отходила. Правда, у него на автомобиле еще система старт-стоп
3dmax писал(а):Всегда удивлялся тому, откуда у людей тяга не поддерживать состояние здоровья АКБ, пока он жив, а пытаться воскресить труп, когда он уже разлагаться начал.
Слово "необслуживаемый", вот и весь секрет. Меня устроил родной Иста, 5,5 лет отработавший. Но когда вырубился полуторагодовалый Аком, решил взяться за инструменты. И что вышло? Ареометр, за ним рефрактометр, разрядная нагрузка, интеллектуальная зарядка. Восстановил, плотность в норме, работает отлично. Все бы ничего, но поразмыслив, просто взял второй АКБ, чтоб держать один про запас в полностью исправном, заряженном состоянии. Кто бы что ни говорил, но даже при ежедневной езде, АКБ теряет свойства и начинает требовать обслуживания, а это занимает немало времени. Поэтому второй АКБ полностью решает все проблемы.
3dmax писал(а):Для измерения ёмкости стартерной батареи подходит только 20 часовой разряд.
20 часовый, значит будем так и делать! НО! ПОЛНЫЙ разряд испытуемой батареи наверняка вреден для нее. Как относитесь к методике определения емкости - разряжая АКБ током 1/20 С, НО не до 10,5 вольт, а до 12 вольт? Как видно из графика (наверняка он Вам знаком), при 12 вольтах под нагрузкой АКБ имеет около 50% своей емкости. Например при токе 3 А (АКБ -60 АЧ) напряжение упало до 12 вольт через 3 часа разряда. Получилось 9 АЧ = 50% емкости. Итоговая остаточная емкость = 18 АЧ.
ddr512 писал(а): ...один про запас в полностью исправном, заряженном состоянии.
Аналогично! Меняю один на другой периодически, без обесточивания. Для этого есть маленький АКБ от УПСа с проводами и крокодильчиками. Цепляю к клемме + и на массу на время замены бортового. А эксперименты с "дохлыми" от приятелей, которые хотели их выбросить.
NarimanSPb писал(а):ПОЛНЫЙ разряд испытуемой батареи наверняка вреден для нее
Насколько я помню, вреден не столько полный разряд, сколько более-менее длительное время нахождения батареи в разряженном состоянии. И если по окончании процесса измерительного разряда Вы ставите батарею на зарядку, думаю, вред будет минимален, если вообще будет.
итого, старая батарея EXIDE S106-EC550 заряжалась от автоматической зарядки 21 час напряжением 14,00 Вольт, ток 1,3А , затем автоматически заряд прекратился. Через час отстоя напряжение на ней 13,18 Вольт Установил на логан, мотор завелся с полтычка. После поездки напряжение при заглушенном моторе 13,4В . Завтра-послезавтра по идее должна придти новая АКБ
NarimanSPb писал(а):НО! ПОЛНЫЙ разряд испытуемой батареи наверняка вреден для нее.
Вреден. Но других достоверных способов проверки ёмкости нет.
NarimanSPb писал(а):Как относитесь к методике определения емкости - разряжая АКБ током 1/20 С, НО не до 10,5 вольт, а до 12 вольт?
Отрицательно отношусь. При 12В аккумулятор всегда будет показывать разную ёмкость. Чем он новее - тем выше ( в процентах, само собой ). Примерно это выглядит так: Пока АКБ новый при 12В и токе 0.05С он отдаст 50-60 процентов ёмкости. Когда уставший от жизни - процентов 40 или меньше. Когда при смерти - любая нагрузка может тут же провалить напряжение на нём до 12 Вольт. В отдельно запущенных случая у старого АКБ даже без нагрузки напряжение в районе 12 Вольт находится. Так что по точности определения емкости АКБ это способ равнозначен способу определения длины макаронины по весу кубометра мандаринов.
Олег М. писал(а):вреден не столько полный разряд, сколько более-менее длительное время нахождения батареи в разряженном состоянии.
Полный разряд вреден для любого Ca/Ca аккумулятора. А нахождение аккумулятора в таком состоянии продолжительное время усиливает эффект вредности. При разряде получаем сульфат свинца. Нахождение в разряженном состоянии - получаем крупные кристаллы сульфата свинца, которые последующим зарядом черта лысого хотят обратно убираться. Ну и в обоих ( или обеих? ) случаях получаем энное количество сульфата кальция и начинаем потом лечить аккумулятор от присутствия в нём гипса. Безуспешно.
3dmax Посмотрел Ваше последнее видео с Вартой Сильвер. Наглядно и убедительно о напряжении заряда до 14,4 вольт. А если процесс заряда идёт при низкой температуре АКБ, например - 5 градусов, конечное напряжение тоже такое же? Спасибо.
NarimanSPb писал(а):А если процесс заряда идёт при низкой температуре АКБ, например - 5 градусов, конечное напряжение тоже такое же?
Нет. Стандартная термокомпенсация для кислотного аккумулятора с жидким электролитом это 3 мВ/элемент на каждый градус от +25С. Как в плюс, так и в минус. Соответственно, при минус 5 градусах термокомпенсация составит: 30 ( разница температур между +25 и -5 ) умноженная на 0.003 ( 3 мВ ) умноженная на 6 ( количество элементов в батарее ). Итого получаем термокомпенсацию зарядного напряжения в 0.54 Вольта. Эту цифру прибавляем к 14.4 и получаем конечное напряжение заряда в 14.94 Вольта при температуре -5С. По такому же алгоритму, кстати, и в генераторах автомобиля работает термокомпенсация ( если она есть, конечно ). Чем не редко пугает владельцев машин, которые в минус 30 за бортом могут лицезреть на своих БК напряжение на аккумуляторе аж в районе 15.5 Вольт.