Написала начало отчета
Подготовка/заброска – день 1йВ составе экипаж борта 527 три человека – это я - Пилот, и семья моих друзей – Катя – Завхоз, Коля – Штурман. Поскольку в мае Штурман наконец-то получил права – теперь он же и второй пилот.
Поездка получилась очень спонтанной, заранее ничего не планировалось, до обеда пятницы 20 мая мы вообще считали, что едем в Южную Финляндию. Но важное для меня собеседование, ради которого я готова была прервать отпуск и вернуться в город, отменилось. Таким образом можно было использовать отпуск на все 100 % и забраться куда-нибудь подальше. Решили, что это будет Норвегия.
Выезд назначили на воскресенье, 22 мая. За оставшиеся сутки на подготовку успеваем: я – вымыть машину и сгонять в ПолитЛекс проверить тормоза, Завхоз – закупить продуктов и норвежских крон, Штурман – накачать с интернета отчетов. В основу поездки планируется положить
этот , слегка изменив некоторые моменты.
Здесь должна пояснить, что экипаж увлечен не только автопоездками, но еще и велосипедными. Поэтому неотъемлемой частью нашего путешествия стали 3 велосипеда на багажнике на фаркопе
.
Так же с собой берем палатки, спальники, постельное белье, горелки и газ к ним, кипятильник, 2 термоса для чая/кофе, котелки и миски/кружки/ложки.
Средства навигации – GPS Garmin Legenda и карты, куча путеводителей, ноутбук.
Средства платежа – наличные евро и норвежские кроны, карты Виза и МастерКарт.
(Кстати, столкнулись с небольшой проблемой – в одном из кемпингов у нас не хотели принимать карту без чипа.)
Так как решение принималось спонтанно – то естественно билетов на паром заранее не бралось. Решаем выехать рано утром на Хельсинки и там смотреть по обстоятельствам – сроку прохождения границы, наличию билетов и прочему. Ночевать приезжаю к ребятам.
Подъем назначен на 5-30, это для меня. Остальные встали раньше и начали загрузку. В последний раз интересуюсь, точно ли нам нужны велосипеды. Говорят, что да…
Выехали в 6-30, вместо расчетных 6-ти. Первую банку энергетика выпиваю еще не отъехав от дома. Около 10ти были на границе и в 13-30 по Москве – в Хельсинки. Билеты на паром (Викинг-лайн) были в наличии, 105 евро за каюту класса В и машину. (Билеты с воскресенья на понедельник самые дешевые, кстати. Каюту А нам предложили за 125)
Паром отходит в 17-30 по финскому времени, на регистрацию надо прибыть с 15-30 до 16-30. Оставляем машину на парковке терминала (2 евро в час), идем гулять и обедать.
Дисциплинировано вернулись в 15-30 и… Не угадали, можно было гулять еще час… Желающих уехать было очень мало и нас продержали на стоянке перед паромом ровно до 16-30, после чего только началась загрузка.
Вдоволь налюбовавшись видами Хельсинки с борта парома забираемся в каюту – надо все-таки спланировать маршрут.
Из основных пожеланий экипажа известно следующее: я хочу в Берген, Коля – забраться на Прекестолен, Катя – красивой природы. В качестве понятия «красивая природа» принимаем Гейрангерфьорд. Забиваем эти ключевые точки, и энергично перелистываем путеводители, изучая что еще мы можем увидеть по дороге. Начать планируем с Прекестолена, а дальше – как покатит. Будем останавливаться на день в Стокгольме или нет – под вопросом, зависит от погоды.
23 мая, понедельник, день 2й – ШвецияСтокгольм встретил нас полицейскими, проверяющими всех водителей на съезде с парома на алкотест , и пасмурным небом. Решили сразу ехать вперед. В качестве точки для ночлега планировалось выбрать какой-нибудь кемпинг Швеции, максимально близко от границы. Из запланированных остановок – Эребру.
Однако едем по Е20, а с нее как раз съезд на Грипсхольм – сворачиваю туда: «Посмотреть на 5 минут». Пятью минутами дело не обошлось – гуляли вокруг замка долго и обстоятельно, потом отправились изучать внутри. Очень понравилось. В замке огромная коллекция портретов, и даже мне, абсолютно равнодушной к этому направлению живописи, было интересно. (Билет для взрослых – 80 SEK, побродить вокруг – бесплатно, парковка - бесплатно).
Дальше в Эребру – там я планирую разжиться в инфоцентре справочником кемпингов Швеции. Раздают его обычно во всех инфоцентрах и в крупных кемпингах, бесплатно, так что если будет возможность – возьмите, вещь полезная. Так же запланирован осмотр замка и обед в Планета-пицца (как раз напротив информашки).
Да, перед Эребру заехала на заправку. Сперва это был Statoil. Он гадски заблокировал на моей карте 600 SEK предоплаты, а бензину не налил, высветив сообщение, что колонка не обслуживается. (Больше на заправки этой сети я не заезжала, а деньги вернулись ровно через 2 недели). На соседней заправке никаких проблем не было.
После прогулки по Эребру за чашечкой кофе выбираем кемпинг. Остановились на
Karlstad BomstadbadenОн не так близко к границе, как хотелось бы, но ехать дальше рискованно, так как еще не сезон и можно оказаться у закрытых дверей. В Bomstadbaden так и вышло, ресепшен работал до 18, а мы приехали около 20. Но на наше счастье там кто-то был и нас заметили и все-таки заселили. Мы выбрали домик с удобствами внутри за 500 SEK (это цена зимнего сезона). Так же в доме были плитка, микроволновка, кофеварка и телевизор. (Кабину с кухней и удобствами во дворе нам предлагали за 440 – это уже цена летняя, хоть и низкого сезона)
24 мая, вторник, день 3й – Швеция - Kongsberg – Heddal – Seljord Это мой день рожденья.
Сегодня мы наконец-то должны въехать в Норвегию, УРА! Перед выездом из Швеции в Tocksfors заправляемся до полного бака и закупаемся продуктами в местном гипермаркете, больше половины машин на парковке возле него с норвежскими номерами, как впрочем и на заправке .
Граница практически незаметна, просто проезжаю по указателям, и мы уже в Норвегии.
Вскоре нам попадается первый пункт оплаты за дорогу. В этот раз я была заранее к нему готова и припасла мелочь. ( В поездке 2009 года меня снабдил заветной монеткой стоявший за мной в очереди норвежец.) По сравнению с прошлым проезд подорожал – 25 крон вместо 20. Вроде бы всего 5 крон, а с другой стороны – 25%.
Если Вы не хотите возиться с карточкой и деньгами при проезде платных дорог, то можно зарегистрироваться в системе
autopass.no и проезжать по рядам, отмеченным знаком autopass. В таком случае на Вашей карточке будет зарезервирован авансовый платеж в 300 NOK, по мере проезда через платные пункты из него будет вычитаться необходимые суммы. Как только лимит в 300 крон будет превышен – с карточки зарезервируются новые 300 крон. Если же всю сумму Вы не прокатали, то остаток вернут на карту. Правда, если я правильно все перевела, это будет в течении 3х месяцев. Я в этой системе зарегистрировалась уже после поездки, такое тоже возможно – в течении 14ти дней после первого пересечения пункта оплаты. Теперь сижу, жду результата
Но деньги за дороги норвежцы берут все же не зря. На них они строят новые дороги. Штурман командует по gps’у – «на кольце второй съезд». Но я же умная, зачем мне штурман, если знаки висят. Еду по указателям на Е18, и попадаю в новый тоннель, которого не было 2 года назад. Конечно, дорогу это срезало, но если бы я поехала по «старой» Е18, то снова попала бы в красивое место для отдыха, найденное в 2009. Мораль – Штурмана надо слушать.
Для справки : в 2009 году это выглядело так:К сожалению, на фотографии трудно передать все движение воды в мелких водоворотах, но в реале это завораживающе.
В столицу Норвегии решили не заезжать, с Е18 выехали на 23 трассу в направлении Drammen. После проезда тоннеля под Ослофьордом (платный, 60 NOK) устроили небольшую передышку на стоянке для отдыха. Там есть даже смотровая вышка с видом на фьорд, но видимо ее ставили давно – подлесок мешает насладится всей красотой.
Цели на сегодняшний день – кирка в Kongsberg’е и самая большая деревянная кирка (stavkirke) в Норвегии в Heddal’е.
С 23 трассы попадаем на Е134.
В Конгсберге оказались около 17ти, поэтому кирку осматриваем только снаружи. При попытке вернуться на трассу я пропустила нужный поворот, все-таки наши gps’ы не автомобильные, в городах с ними трудно. Зато я вижу знак «достопримечательность» и бодро еду по указателям. Гм… Подъем, в который Логусику пришлось влезть, был кажется одним из самых крутых за всю поездку. Про висящие сзади три велосипеда говорю слова, которые Леди обычно не произносят. Зато нашли вот такую стену с гербами королей Норвегии.
В Heddal приехали около 19, опять пришлось довольствоваться только наружным осмотром.
Пора задумываться о ночлеге. На карте у перекрестка Е134 и 361 дороги обозначен кемпинг. Однако там мы находим только закрытый мотель, никаких следов жизни рядом не наблюдается, телефона на здании ресепшена тоже не вывешено. Есть варианты – или ехать в Tuddal, где обозначено 2 кемпинга, но дорога «местного значения» и значит непонятной степени трудности или дальше по Е134 на Seljord. Выбираем второй вариант, тем более, что это по маршруту. Кемпинг
http://www.seljordcamping.no/ нашли быстро. Но начинается дождь, ресепшен закрыта, рядом висит инструкция для тех, кто хочет заселиться самостоятельно. Правда, это касается палаток и караванов. Я в палатку не хочу, какой день рождения в палатке под дождем? В конце концов после нескольких смсок и телефонных звонков подъехал хозяин и заселил нас. Вот тут мы и выясняли, что «вообще-то в basic cabin одеяла и подушки не положены». Правда, нам их все же завезли, чуть позже.
Стоимость проживания – 450 NOK за домик, горячая вода в душе – по жетонам, которые нам выдали по числу человек.
Кемпинг стоит на берегу озера, в котором по местным легендам водится Сельма - родственник «Лохнесского чудовища», о чем всех честно предупреждают:
Если вы интересуетесь подобными легендами – то в городе есть Центр морской змеи, правда мы его не посещали.
25 мая, среда, день 4й Seljord - HjemelandНа этот день основная задача – добраться как можно ближе к Прекестолену, чтобы следующий день посвятить пешим прогулкам.
Перед выездом из кемпинга побродили у озера. (Озеро ранним утром и чуть попозже)
Нашли на берегу подзорную трубу, но Сельму так и не высмотрели. На всякий случай принесли в жертву монетку.
Продолжаем ехать по Е134.
Впереди видны снежные вершины гор, нам, равнинным жителям это в диковинку, и мы всячески пытаемся их сфотографировать, заезжая на различные площадки для отдыха и просто на ходу.
И вот ехали мы, ехали, наконец приехали. «Здравствуйте, снежные вершины»
Высота здесь 950 м над уровнем моря, чуть дальше набрали до 1000.
На Е134 перед одним из тоннелей столкнулись с дорожными работами – тоннель закрыт на ремонт, всех отправляют в объезд по типу реверсивного движения. Стоим, ждем, пока проедут встречные. По моим ощущениям они выныривали откуда-то из-под земли. Как потом выяснялось – просто со старого серпантина. Ехать по нему вниз мне было реально страшно – узкая дорога, крутой спуск, повороты почти на 180 градусов. Утешала поддержка экипажа, и мысли о том, что со встречными расходиться не придется, а кемперу сзади наверно еще похуже, чем мне.
С Е134 в конце концов сворачиваем на 13 трассу. Сперва я думала, что промахнулась, и вместо дороги регионального значения попала на подъездную дорожку к чьему-то дому, уж больно узкой она мне показалась, но Штурман говорит, что все правильно. Хотя он тут же предлагает мне альтернативный вариант – параллельно чуть дальше идет дорога 520. Предпочитаю остаться на 13ой. Не зря, дорога была очень красивой, даже несмотря на периодический дождь. На некоторых картах этот кусок помечен, как национальный туристический маршрут. Впрочем, на других так отмечена 520.
Мы можем видеть водопадики, сбегающие прямо на дорогу, и капающие на стекло, порожистую речку, массу тоннелей и настоящий большой водопад.
В качестве передышки заехали посмотреть на старую мельницу.
Здесь должна сделать лирическое отступление. Поскольку из-за недостатка времени на детальную проработку маршрута нам были известны только основные стратегические цели, чтобы не проскочить мимо чего-то интересного мы просто или ехали по знаку «достопримечательность» - если позволяло время и погода – или заезжали на площадку для отдыха в поисках красивого вида. Также выучили, что окончания …foss и …fossen означают «водопад», и если в названии «достопримечательности» оно присутствует – очень даже стоит чуть отвернуть с маршрута
Для «видовых» площадок тоже имеется специальный дорожный знак, типа солнышка, к сожалению никто из нас не догадался его сфотить. На такие площадки мы заезжали в обязательном порядке, хотя бы минут на 10.
Из Nesvik переправляемся на пароме в Hjemeland. Там же и остались на ночлег, в первом попавшемся кемпинге (название не записала) – после парома с кольца по знакам налево.
Кемпинг не очень понравился – рядом проходила дорога и когда машины ехали с парома и на паром – было шумновато. Впрочем, на это жаловались ребята, я после 1500 км за 4 дня спала как убитая. (Стоимость кемпинга 400 NOK, душ бесплатно, одеял и подушек нет
)