Ну что? Теперь посмотрим на шеренгу Яков, выстроившеюся в небольшую линию вот тут:
Первым стоит самая последняя разработка ОКБ Яковлева, Як-130.
А пришел он на смену учебно-тренировочного самолета L-29 "Дельфин".
Остановлюсь на этих самолетах и расскажу немного поподробнее... В далеком 1968 году в стране СССР появляется такой указ:
ПРЕЗИДИУМ ВЕРХОВНОГО СОВЕТА СССР УКАЗ от 19 июня 1968 г. N 2777-VII О ПОДГОТОВКЕ ОФИЦЕРОВ ЗАПАСА ЛЕТНОГО И ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТАВА В УЧЕБНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ ДОСААФ СССР
Президиум Верховного Совета СССР постановляет: 1. Установить, что подготовка офицеров запаса летного и летно-технического состава из числа граждан призывных возрастов может проводиться в учебных организациях ДОСААФ ССР. 2. Порядок и сроки подготовки указанных в статье 1 настоящего Указа офицеров запаса, количество обучающихся, а также порядок и размеры их материального обеспечения устанавливаются Советом Министров СССР. При этом общая продолжительность обучения не должна превышать срока действительной военной службы, предусмотренного пунктом "а" статьи 13 Закона СССР от 12 октября 1967 г. "О всеобщей воинской обязанности". 3. Лицам, проходящим подготовку в соответствии со статьями 1 и 2 настоящего Указа, время обучения на офицеров запаса засчитывается в срок действительной военной службы, а время практической летной подготовки также в выслугу лет в Вооруженных Силах СССР и в трудовой стаж. Действие настоящей статьи распространяется на лиц, окончивших подготовку по специальности летчика - офицера запаса в системе ДОСААФ СССР до выхода настоящего Указа, но не ранее 1 января 1961 г. 4. Граждане призывных возрастов, призванные на практическую летную подготовку в соответствии с настоящим Указом, считаются военнослужащими, состоящими на действительной срочной военной службе, и на них распространяется действие уставов Вооруженных Сил СССР. 5. Офицеры учебных организаций ДОСААФ СССР, состоящие на действительной военной службе, пользуются дисциплинарной властью в отношении подчиненных им военнослужащих и проходящих военные сборы военнообязанных на одну ступень выше прав, установленных статьей 11 Дисциплинарного устава Вооруженных Сил Союза ССР.
Председатель Президиума Верховного Совета СССР Н.ПОДГОРНЫЙ
Секретарь Президиума Верховного Совета СССР М.ГЕОРГАДЗЕ
Если коротко, то в соответствии с этим указом 18-ти летних пацанов, подлежащих призыву, после медкомиссии и "тестов на IQ" направляли в ДОСААФ "учиться на летчика" в учебные авиационные центры (УАЦ). И после двух лет обучения им присваивалось офицерское звание (младшего лейтенанта) и должность летчика запаса. Так и создавались во всей стране учебные центры:
УАЦ ДОСААФ СССР Главная задача учебно-авиационных центров ДОСААФ СССР была теоретическая и летная подготовка мобилизационного резерва ВВС страны и пополнение численности кандидатов для поступления в военные авиационные училища. Список Учебных Авиационных Центров ДОСААФ СССР Первого года обучения: 1. Волгоградский УАЦ ДОСААФ (аэродром Средняя Ахтуба) – «L-29» 2. Волчанский УАЦ ДОСААФ (бывшее ВАУЛ ДОСААФ, аэродром Волчанск) – «L-29» 3. Воронежский УАЦ ДОСААФ (аэродром Гремячье) – «L-29» 4. Ворошиловоградский (Луганский) УАЦ ДОСААФ (аэродром Новоайдар) – «L-29» 5. Запорожский УАЦ ДОСААФ (до перевода ВАУЛ ДОСААФ, аэродром Широкое) – «L-29» 6. Липецкий УАЦ ДОСААФ (аэродром Грязи) – «L-29» 7. Казанский УАЦ ДОСААФ (аэродром Куркачи) – «L-29» 8. Карагандинский УАЦ ДОСААФ (аэродром Талды-Кудук) – «L-29» 9. Куйбышевский (Самарский) УАЦ ДОСААФ (аэродром Рождествено) – «L-29» 10. Омский УАЦ ДОСААФ (аэродром Марьяновка) – «L-29» 11. Рязанский УАЦ ДОСААФ (аэродром Протасово) – «L-29» 12.Ставропольский УАЦ ДОСААФ (аэродром Хуторская) – «L-29» 13. Ульяновский УАЦ ДОСААФ (аэродром Белый Ключ) – «L-29» 14. Челябинский УАЦ ДОСААФ (аэродром Калачево) – «L-29»
Очень часто люди, отслужившие "срочную" в УАЦ после службы поступали в военные или гражданские авиационные училища. Но в начале 90-х ДОСААФ пришло в упадок. Центры закрыли. Пилотов-инструкторов списали на землю. Грустно.
А сейчас ДОСААФ, вроде, возродили. ГТО по новой запустили. Глядишь, скоро и пилотов воспитывать начнем на новых самолетах ОКБ Яковлева. Не даром в характеристиках 130-го значится:
ЯК-130 оборудован цифровой комплексной системой управления разработки МИЭА – КСУ-130, которая выполняет функции активной системы безопасности полета, автоматического управления. Данная система позволяет в учебных целях репрограммировать характеристики управляемости и устойчивости самолета в зависимости от типа имитируемого самолета. Як-130 – это УБС, позволяющий готовить пилотов для самолетов, относящихся к 4 и 5 поколениям (МиГ-29, Су-30, F-15 и F-16, Eurofighter Typhoon и Rafale, F-22, F-35, а также ПАК ФА).
Заинтересовался странной конструкцией и предназначением этого самолета...
Интересно. Музей ВВС, а ливрея самолета - аэрофлотовская. Начал читать интерннеты. Оказалось:
После того как в мае 1960 года под Свердловском был сбит высотный американский разведчик U-2 под управлением Пауэрса, в США решили пересмотреть стратегию воздушной разведки над территорией СССР. На вооружении ЦРУ к тому моменту появилось новое средство доставки разведывательной аппаратуры в воздушное пространство страны Советов – автоматические дрейфующие аэростаты, которые запускались с территории некоторых стран НАТО. Эти аэростаты использовали ветры, господствующие на больших высотах над территорией нашей страны и могли пересечь СССР с запада на восток. Такие аэростаты управлялись по радио и могли по команде с земли изменить высоту полета практически с 0 до 45-50 км. При этом аэростаты могли нести не только «безобидную» разведывательную аппаратуру, но и достаточно широкий спектр взрывчатых веществ, которые могли быть сброшены по команде с земли. ПВО СССР вынуждено было применять для уничтожения этих непрошенных гостей ракеты типов «земля-воздух» или «воздух-воздух». При этом стоимость уничтожения аэростата, выполненного из дешевой дакроновой или мейларовой пленки, в десятки раз превосходила стоимость этого дрейфующего воздушного шара. Более того, подготовка аэростатов к полету и развертывание технических средств не требовало от натовцев большого количества времени, поэтому их массовый пуск ставил оборону СССР под угрозу.
Но, к сожалению, разработка самолета затянулась. А разведывательные аэростаты уступали место спутникам с новейшей оптикой. М-17 было построено всего 3 штуки. На базе М-17 построен самолет уже с двумя двигателями М-55 "Геофизика": http://leorus77.livejournal.com/34240.html
И его ближайший пассажирский "родственник" Ту-114:
Не смотря на его неказистый внешний вид, внутри этого экземпляра прекрасно сохранившийся салон. Фото салона можно посмотреть здесь: http://deletant.livejournal.com/109608.html и здесь: http://igor113.livejournal.com/123700.html Жаль в обычные дни внутрь самолетов доступа нет... Ну, ничего. Если предоставится возможность - обязательно повторю свой визит в Монино в один из дней "открытых дверей".
И пара фоток: МиГ-29К Истребитель четвертого поколения МиГ-29К стал первым в СССР боевым самолетом, способным взлетать с палубы корабля и садиться на нее обычным способом – с разбегом и пробегом. В СССР МиГ-29К строился единичными экземплярами на Московском машиностроительном заводе "Знамя Труда" (ныне – производственный комплекс номер 2 АО "РСК "МиГ"). В РФ серийное производство было развернуто в 2000-х гг. на Луховицком машиностроительном заводе (производственный комплекс номер 1 АО "РСК "МиГ") в Московской области.
Еще один интересный экземпляр музея Монино. Ту-144 Экземпляр в очень хорошем сохране. Отреставрирован. Жаль что попасть внутрь можно далеко не каждый день. Это уже третий 144-й, который я посетил. Первый был в Самаре, аэродром Смышляевка:
Ну, естественно, Ульяновский музей гражданской авиации: Осталось посетить еще один в Казани, пару в Жуковском и один в музее в Зинсхайме.
Казалось бы - почему гражданский суперсоник оказался в музее ВВС? Но и тут не обошлось без военных. На первый взгляд - обычный МиГ-21:
Но если взглянуть сверху:
То увидим на МиГе точную уменьшенную копию крыла Ту-144го и отсутствие горизонтального хвостового оперения. Ну а сходство с "соткой" Су-100 до сих пор не дают покоя конспирологам (Украл ли Туполев у Сухого идею или нет).
Сегодня пройдемся по МиГам... Они дружно выстроились вот тут:
МиГ-15УТИ - учебно-тренировочный. Примечательно, что музейный экспонат тот, на котором тренировался отряд космонавтов. Сдвоенная кабина. В Учебных Авиационных Центрах ДОСААФ СССР, о которых я писал выше, он служил учебным самолетом второго года обучения.
МиГ-17. Есть скорость звука на фронтовом истребителе.
МиГ-19 ПМ.
Легендарный МиГ-21. Звезда советских плакатов:
МиГ-23. Крыло с изменяемой геометрией. По приставной лесенке можно было подняться и заглянуть в кабину:
Миг-25РБ В основном Миг-25 ассоциируется с событием 6 сентября 1976 года когда старший лейтенант Беленко совершил перелет на Миг-25П в Японию предоставив тем самым секретный самолет для изучения американских и других западных специалистов. Угнанный самолет был передан обратно в СССР довольно быстро. Но этого времени для изучения конструкции и БРЭО нового самолета американцам хватило. Поэтому правительством СССР было принято решение о доработке и коренной модернизации самолета.
Самолет, который как никакой другой близок к наземным войскам. Как к своим так и к войскам противника.
Вооружение: Одна 30-мм двуствольная пушка ГШ-30-2 в нижней носовой части с 250 патронами. Боевая нагрузка - 4340 кг на 8(10) узлах подвески Нормальная нагрузка - 1340 кг.
Вся стратегия и тактика применения Су-25 в одной песне. Грачи прилетели.