Так прошёл второй день в Будапеште, в прогулках на суше и воде. Лёгкий дождик ничуть не нарушил наших планов. Вечером вернулись домой (пришлось докупить single ticket за 320фт, т.к. действие суточного проездного кончилось), поужинали в упомянутом кафе, на ночь глядя посмотрели по CNN, как Москва горит, улеглись пораньше. Следующая ночёвка должна была состояться, ориентировочно, в Слуни, недалеко от Плитвицких озёр.
Про свои впечатления от Будапешта могу сказать так: хочется ещё раз побывать в Венгрии вообще и в её столице в частности. И сравнить Будапешт с Москвой можно, только если захочется грубо польстить последней (да не обидятся на меня москвичи). Возможно, когда-то сравнение было справедливо. А что теперь может столица предложить туристу? Большой театр и Красную площадь, чудом уцелевшие церквушки в Замоскворечье? Впрочем, это сугубо субъективное мнение. Я ещё застала Москву в несколько ином виде, поэтому и обидно.
Выехали из отеля около десяти утра 16 августа. Предстояло проехать примерно 460 км по хорошей дороге, поэтому не особенно торопились. По пути я наметила посетить
Premier Outlet Center, прикупить кое-что для пляжного отдыха. Координаты аутлета были внесены в «гармин», маршрут запустила сразу у отеля. «Деушка» бодро повела нас на Szabo Ervin ut. и виадук, но через несколько минут я заподозрила недоброе: навигатор жил собственной, оторванной от реальности жизнью. Мы останавливаемся на светофоре, а машинка на дисплее движется вперёд, девушкин голос периодически посылает нас в несуществующие повороты. Несколько раз останавливалась, пытаясь определить новое местоположение и проложить маршрут по-новой, но электронные мозги заклинило прочно.
Пришлось, с грехом пополам, полагаясь на пешеходную карту и чутьё, самим прорываться к Дунаю. Получилось, и даже не слишком экстремально, хотя пару раз натыкались то на ремонт, то на одностороннее движение. Выехали, наконец, на мост Эржебет, а дальше попасть на Е71 и М7 не составило труда. М7 манила на хорватскую границу, но я всё же съехала с неё в Biatorbagy ради шопинга. И не пожалела об этом.
Ах, незабвенный Премьер Аутлет, ты полностью оправдал мои ожидания. Целый городок, с приятным кафе, приятными магазинами и приятными ценами. Но что толку описывать всё это на форуме, где гендерное большинство не оценит подробностей. И, боюсь, мужу там не очень-то понравилось. После полутора часов продуктивного шопинга он помрачнел и стал явной помехой. Не успевала я осмотреться в очередном магазине, как слышала за спиной тяжелую поступь Каменного Гостя, и неумолимый голос произносил: «Пора!». И какое, спрашивается, тут можно получить удовольствие? Пришлось прерваться.
Муж более-менее повеселел, только когда мы снова оказались на М7. Выехали не сразу, потому что, по нашему «везению», выезд на автобан ремонтировался. Пришлось объезжать, минуя многочисленные кольцевые развязки. Вообще, венгры – фанаты колец, нигде они не попадались нам в таком количестве, как в Венгрии. Может, оно и правильно: дешевле и проще соорудить кольцо, нежели обычный перекрёсток со светофором. Да и пробок в таких местах замечено не было.
До хорватской границы – ничем не примечательная езда по замечательной дороге. Разве что, в районе Балатона ветер мешал как следует разогнаться. Вкусно пообедали на заправке в кафе «Marche». Очень симпатичное заведение а-ля кантри, но весьма недешёвое.
В Летенье прибыли в начале четвёртого. Никакой очереди. Хорватский таможенник (или пограничник?) взял паспорта, поинтересовался по-русски, куда мы едем, быстро проштамповал и вернул, с наилучшими пожеланиями. Потом, произнеся что-то типа «чуть не забыл», вручил карту Хорватии. (Позже выяснилось, что он настолько был уверен в нашей благонадёжности, что, не особо всматриваясь в визы, поставил штампушки к финской, уже закрытой. Это обстоятельство озадачивало его коллег на других границах).
Досматривать машину никто не стал. Оригинал ваучера тоже никому не был интересен.
Отъехав от границы, остановились напротив обменника. Вышли, приплясывая (ноги размять, ну и от радости – доехали!), поменяли евро на куны. Закупили воды и двинулись дальше. Хорватские А4 и А1 очень хороши, места для отдыха, как и в Венгрии, выше всяких похвал. После Загреба ушли на Карловац, платная дорога кончилась, но качество осталось на уровне.
В самом Карловаце традиционно поплутали, но это нас не расстроило. Во-первых, времени потеряли немного, во-вторых, город симпатичный и жители приветливые (мы тогда ещё не знали, что есть пиво «Карловачко», которое впоследствии неоднократно и с удовольствием употребляли).
По дороге от Карловаца до Слуня найти жильё – не проблема. Обочины пестрят рекламой «Sobe. Zimmer. Apartmani». Не торопясь, доехали до самого Слуня (может, я не права, когда пишу «Слунь» в мужском роде, поправьте, пожалуйста). Его ещё называют малыми Плитвицами. И виды, и сами водопады намного скромнее плитвицких, но есть в них непередаваемое очарование:
«Мопед не мой» (с). Фото слуньских водопадов у нас, увы, отсутствуют по техническим причинам.
Уже смеркалось, когда, миновав водопады, мы поехали дальше. Настало время искать ночлег. Я притормозила у обочины, чтобы изучить обстановку. Пока мы высматривали апартмани, нас высмотрел пожилой хорват, прогуливавшийся неподалёку. Подошел, поздоровался по-немецки. Сейчас уже и не могу объяснить, как мы поняли друг друга (немецкий у нас только дочь понимает, но говорить стесняется). Это был единственный раз, когда общение вызывало затруднения.Тем не менее, как-то договорились. Хорват Иван сел в машину в качестве штурмана, и через пять минут я парковалась в его гараже. Нам была предложена комната за 39 евро в весьма уютном доме.
Правда, удобства – кухню, ванную и туалет – мы делили с соседями, польским семейством. Они путешествовали по Хорватии на «Форде», остановились в Слуни на два дня. Назавтра, как и мы, отправлялись на Плитвицы, а далее – в Шибеник. Сошлись с ними уже ближе к полуночи на веранде. Мы успели прогуляться по окрестностям, они – уложить детей. Потекла неторопливая беседа на русском с вкраплениями английского. В лучших традициях интернационализма была распита ракия, любезно поставленная хозяйкой Розой. (Ммм… я, конечно, попробовала, но - не моё это. Хорватское вино и пиво – другое дело). Разошлись, довольные, почивать.
День 7-й. «Я еду к морю, еду,
я еду к ласковой волне»(с). Утром поляки выехали раньше нас. А мы и не очень торопились, испытывая какое-то необычное умиротворение. Так бы и сидеть на веранде, в тени сливовых деревьев, вдыхая сложные ароматы олеандров и ещё каких-то, неизвестных нам, пышных растений.
Хозяева, Роза и Иван – само радушие. Они не знают русского так же, как и мы – немецкого, но, опять же, славно пообщались ( и, что удивительно, поняли друг друга). Иван сказал, что русские у них ещё не останавливались, хотя выходцы из бывшего СССР бывали. Роза заявила, что внешне мы – вылитые хорваты. Не знаю, не знаю, ей виднее. Восприняли это как комплимент.
Хорошо у них, но надо двигаться дальше. Плитвицы зовут, Оребич ждёт.
От Слуня до Плитвиц всего 30 км. В 9.20 подъехали к входу №1, свободных мест на платной стоянке уже было немного, особой популярностью пользовались хоть мало-мальски затенённые. Воткнулись между джипом из Соединённого Королевства и итальянским «сараем». У шлагбаума получаешь талончик с временем заезда, потом оплачиваешь по факту выезда. Час – 7 кун. Экономные граждане стараются встать вдоль дороги, на краю леса, но мы не последовали их примеру.
Очередь в кассу растянулась на двадцать минут. Ближе к десяти стали съезжаться туристические автобусы, извергая наружу толпы щебечущих азиатских путешественников. По возможности, нужно приезжать на Плитвицкие озёра пораньше, но малолюдно, я думаю, там не бывает никогда. Красоты Плитвиц стремятся увидеть и стар и млад; с палками и колясками, камерами и гамбургерами, с собаками всех размеров и мастей. Аншлаг происходит, разумеется, у большого водопада, в конце маршрутов (если двигаться по часовой стрелке).
Из-за лимита времени выбрали короткий маршрут без кораблика, ходили три часа. Нет смысла словами описывать то, что мы увидели. Скромная «мыльница» тоже не в силах передать великолепие видов, да и фотографы из нас так себе.
По совету бывалых я прихватила с собой кусок булки, чтобы подкормить местную фауну. Крошки в воде вызывали у рыб и уток ажиотаж, под умилительные возгласы туристов они быстро расправлялись с угощением.
Муж заметил, что я захватила с собой корм для рыб, но забыла про еду для семьи. Не забыла я, а просто решила, что три-четыре часа можно и потерпеть, а поесть уже на выходе, как следует. Тому, кто выбирает более протяжённый маршрут, конечно же, есть смысл брать с собой еду на перекус. И обувь, само-собой, должна соответствовать длительной прогулке.
Многое на Плитвицких озёрах осталось неосмотренного, но пора было ехать дальше. Сокрушаясь о несовершенстве мироздания, в котором мне не суждено иметь личного самолёта, снова села за руль. Предстояло проделать около 500 км до Оребича, почти половину из них – по платной А1.
Об этой части пути писать особо нечего. Хорошая дорога, прекрасно оборудованные места для отдыха, абсолютно информативные указатели. Вообще вызывает уважение грандиозный труд дорожников, один Sveti Rok чего стоит.
После Вргораца автобан кончается. Дальше идет дорога, рядом с которой карпатский серпантин и рядом не стоял. Нам посчастливилось все горные участки миновать в светлое время суток и посуху. Передвигалась я уже намного увереннее, нежели в Карпатах, но полюбить езду по краю обрыва так и не сумела.
Хорватские дорожники трудятся не покладая рук. А1 медленно, но верно продвигается в сторону Дубровника:
В Плоче семейство наконец-то налюбовалось видами моря, супруг возбудился при виде устричных ферм. ВиаМишлен предлагал добраться на пароме до Трпани, но я предпочла путь по суше, через Неум. На боснийской границе нас не задержали ни на минуту, даже документы никто не смотрел. Но, вполне возможно, что на пароме было бы быстрее: по Пельешацу не особенно разгонишься, шестьдесят километров от Стона до Оребича проезжаются за час. Плюс низкое солнце затрудняет езду. Какой-то голландец плотно сел мне на хвост и ни в какую не хотел соскакивать. Я уж и замедлялась, предоставляя ему возможность обогнать – не желает. Тут-то я и вспомнила, как сама нервировала водителя «тойоты» в Псковской области. Ясно, это карма. Время разбрасывать камни и время собирать; время ехать за «спонсором» и время быть им. Так вместе доехали до «Конзума», супермаркета на окраине Оребича, и вместе вышли затариваться.
Закупившись всем необходимым (цены, если не брать в расчёт сигареты, схожи с нашими), вышли на финишную прямую – улицу Йосипа Елачича. Главная магистраль Оребича, она пролегает через весь город вдоль моря. Сам городок расположился между горой Св. Ильи и прозрачными ядранскими водами. Но подробнее о нём позже. Пока что мы в стремительно наступивших южных сумерках пытались найти улицу Краля Звонимира, иначе – Звонимирову. Нашли быстро, дом оказался именно таким, как обещало adriatic.hr. Хозяева, София и Жарко, показали наши апартаменты. А вот они отличались от фотографий на сайте агенства, но в лучшую сторону. Уютно, прохладно.
За спиной кухня со всем необходимым: плита, холодильник, микроволновка, посудомоечная машина. Телевизор, правда, выдавал только четыре программы: фильмы, новости, футбол. А больше нам и не надо было - чай, не пялиться в зомбоящик приехали.
В спальне дитё располагалось. Шкаф, туалетный столик, удобная кровать - всё ей предоставили. Она поспать любит, а мы вставали раньше, спокойно варили себе кофе и попивали его на террасе.
Ехали мы ехали, наконец, доехали. Правда, только в одну сторону. На этом и закончилось 17 августа.