Днём 22-го решили съездить под Кобрин на страусиную ферму. По расстоянию не очень далеко (около 70 км.)
Страус - птица забавная и любопытная.
Но глупая. Вес одного глаза - 60 гр. Вес мозга - 40 гр...
На этой ферме мы были в позапрошлом году. На всех остальных, где бывал до того, показывали птиц, рассказывали про них. Приглашали в следующем году на яичницу и стейки. И так из года в год. Здесь же можно поесть, по разумным ценам, самые разнообразные блюда из страуса. Мясо на мой вкус напоминает говядину, но суше и жёстче. Кто побывает здесь - советую брать омлет и или горшочек с страусиным мясом, грибами и картофелем, или колбаски из страусиного мяса. Можно купить страусиное яйцо. Этим блюдом можно накормить 8-10 человек. Цена сей экзотики - примерно 720 руб. РФ. К сожалению ферма переживает не лучшие времена. Вместо 1100 птиц сейчас осталось не более 200. Погиб в ДТП хозяин и основатель фирмы. Пожелаю работникам - выдержки, терпения и удачи.
Затем. Переехали в Беловежскую Пущу. 60 км. от Бреста. Хочется просто отдохнуть на природе.
Погода испортилась. Идёт мелкий моросящий дождь...
Но настроение это не портит. Вечером встретили на прогулке местного жителя.
Как же прекрасен беловежский закат.
Отдых в Беловежской Пуще - это нечто особенное. Такого воздуха я не встречал нигде. Его можно пить. Всё полно медовых ароматов от цветения кустарников. С утра - бассейн.
Плывёшь и через стёкла любуешься местным пейзажем. Как же, наверное, здесь здорово зимой. Далее - автобусная обзорная по Пуще. Сначала - "царская дорога". (Начата Александром Третьим, закончена при Николае.)
Далее программа экскурсии по сравнению с прошлым разом изменилась. В конце 2014 г. в Пуще построили (ещё не до конца) этнографическую деревню.
Бойкая и развесёлая экскурсовод в национальном белорусском костюме рассказала про жизнь и быт пущанских деревень.
Хитом был показ самогонного аппарата, производящего местный напиток "пущанский" в промышленных объёмах.
И, естественно, дегустация этого 52 градусного напитка с традиционной белорусской закуской и берёзовым соком.
Далее был показан ряд реликтовых деревьев среди которых выделялся дуб, более чем 600-летнего возраста.
Каменец. Город находится километрах в 30-40 от Беловежской пущи (точнее гостиницы где мы разместились). Он знаменит своей Башней (по-белорусски - Вежей).
В Википедии написано о ней так: "Камене?цкая ба?шня (белор. Камяне?цкая ве?жа, ошибочно Бе?лая ве?жа) — наиболее хорошо сохранившаяся оборонительная башня волынского типа и одновременно самая высокая (около 31 метра). Построена в 1271—1288 годах. Памятник романского стиля с элементами ранней готики. Находится в городе Каменец (Брестская область, Белоруссия). В статье Галицко-Волынской летописи за 1276 год даны известия об основании Каменца волынским князем Владимиром Васильковичем:
«И потом вложил Бог благую мысль в сердце князю Владимиру, задумался он, чтобы где-нибудь за Берестьем поставить город. » По приказу князя для постройки нового города был послан «градоруб» Олекса.
(Памятник Олексе напротив башни) Под его руководством был сооружён «столп камен высотою 17 саженей. Подобен удивлению всем зрящим на него». Временем строительства, на основании Галицко-Волынской летописи, принято считать период с 1276 года по 1288 год. Башня является мемориалом, с 1960 года тут располагается филиал Брестского областного музея." Башня впечатляет. Мы до экскурсии решили, что башня - остаток крепости. Это не так. Около неё была деревянная крепость.
Но башня - центр обороны. В случае осады в ней прятался весь город плюс охрана. Всего порядка 600 человек. Башня за все свои боевые годы ни разу не была взята приступом. Посад - выжигался. Башня стояла непоколебимо. Это и немудрено, ибо единственный вход в неё был на уровне 4 этажа. Внутри башни идёт лестница весьма причудливой формы.
Башня имеет пять уровней. Здесь расположен музей, рассказывающий о истории и боевом прошлом башни.
Тому, кто дойдёт до самого верха со смотровой площадки башни откроется прекрасный вид на некогда полноводную реку Лесная.
И предоставится возможность почувствовать себя воином 13 века, обороняющим западные рубежи от тевтонов и татар.
Башня изначально была кирпичной. До нашего времени она дошла на 90 процентов подлинной, благодаря местному священнику сумевшему во время царской охоты пробиться к Николаю Второму и "выбить" деньги на реставрацию башни. Первая проходила в 1912-1914 гг. После Второй Мировой сорок лет башня стояла покрашенная в "неправильный" белый цвет. Лишь в 1998 году при последней реставрации альпинисты вернули башне первоначальный вид. Сам город Каменец - типичный небольшой, очень уютный и очень чистый городок. Население всего 8000 человек, тем не менее это - районный центр. От польского владычества осталось здание гимназии, построенное в 30-е годы 20 века.
Строилось с целью "ополячивания" местного населения. Теперь там белорусская гимназия. Здание красивое - спасибо панам!
В воскресенье не спалось. Вычитал в тырнете, что под Подольском есть имение Голицыных с очень необычным Храмом. От Москвы недалеко – поехали… Церковь построена из белого камня на высоком берегу мыса, образованного слиянием рек Десны и Пахры. Церковь знаменита уникальной архитектурой, необычной для русского зодчества, а также своей загадочной историей.
Время постройки храма — с 1690 по 1703 год. Предположительно в строительстве участвовали иноземные (возможно итальянские) мастера, выписанные князем Голицыным специально для этой цели.
В конце XVII века, при князе Борисе Алексеевиче Голицыне, бывшем воспитателем Петра I, в имении развернулось большое строительство. В 1689 году Голицын подвергся опале и был вынужден удалиться в своё имение. Согласно одной версии, именно в годы опалы в Дубровицах началось строительство Знаменской церкви; согласно другой, храм был заложен в память о возведении Б. А. Голицына в боярское достоинство в начале 1690 года. Основание храма представляет равноконечный крест с закруглен-ными концами. Первый этаж поставлен на высоком фундаменте, дающем воз¬можность обвести вокруг стен открытую ходовую паперть, богато украшенную резьбой и орнаменталь¬ным узором, тянущимся по парапету, прерываемому четырьмя многогранными лестничными сходами. Храм украшен скульптурными изображениями. Перед главным входом, по сторонам западной лестницы возвышаются две белокаменные скульптуры. С левой стороны Григорий Богослов с книгой и поднятой рукой, а с правой — Иоанн Златоуст с книгой и стоящей у ног митрой. Непосредственно над входом, на крыше западного притвора — изваяние Василия Великого. Венчает храм не шатёр, не шлем и не маковка, а корона. На открытии и освящении храма, которое 11 февраля (22 февраля) 1704 года совершил экзарх, митрополит Рязанский и Муромский Стефан (Яворский), присутствовал Пётр I. В конце 1840-х под руководством Фёдора Рихтера была осуществлена реставрация храма, после чего, 27 августа 1850 года он был вновь освящён — митрополитом Московским Филаретом (Дроздовым). Последний в своём слове «по обновлении храма» сказал, в частности: «После обновления вещественного и художественного, ныне обновлён храм сей обновлением духовным и священным. <…> При воззрении же на образ его устроения и украшения, нельзя не заметить, что храмоздатель старался произвесть нечто необыкновенное, возбудить особенное внимание зрителя, и следственно сообщить зданию качество памятника. В самом деле, сей храм полтора уже века хранит память Князя, который восприял благочестивую мысль создать его, — и с тем вместе провозглашает славную память великого Царя, который, по благоволению к вельможе, принял на себя руководствовать исполнением благочестивой мысли его, и который свою господствующую мысль — дать России новый образ по образцам других народов Европы, напечатлел почти на каждом камне сего здания.» Кроме того существует ещё и дом Голицыных в нём институт животноводства имени… Е.К. Эрнста.
Парк в имении в прекрасном состоянии. Жарить шашлыки не возбраняется.
Сегодня случилась неудача... Поехали по маршруту Москва - Шереметьево - Боблово. Хотели посетить музей Д.И. Менделеева.
Случилась незадача... Вчера об экскурсии в 11-00 договорились, а сегодня... Нас не пустили. "У нас будет большая экскурсия на автобусе... Мы ошиблись"... Ну а Мы с женой - пошли... В Жопу. Большое спасибо! Музею и его персоналу! Размещу на всех сайтах. Первое - смотреть там нечего, даже дом не Менделеева. Его дом сожгли "благодарные крестьяне". Вот такое гостеприимство в музее... Россия, Мать.. ]:->
Продолжаем изучать историю родного города. Сегодня были на самой модной, в этом году, экскурсии. «По Мясницкой и Юсуповы палаты». Впечатлений – масса. Фото – ещё больше. Дабы не плодить Гранд Постов, которые никто не читает, разобью рассказ на две части. Собственно дорога до палат. И палаты. Часть Первая. Мясницкая улица. Экскурсия начиналась от площади Мясницких Ворот. Мясницкая часто меняла своё название. Евпловка – Мясницкая – Первого Мая – Кирова - Мясницкая. Конкурировала с Тверской за звание Главной улицы, но проиграла. Всю Мясницкую мы не проходили. Верхняя её часть до Лубянской Площади – отдельная тема. Покрутились у знаковых зданий в районе Мясницких Ворот. Первый дом – дом Перловых.
Их два брата было. Сергей и Семён. Этот дом строил Сергей к коронации Николая Второго. Почему такой вид дома? Он торговал чаем. На коронацию должен был приехать Ли Хуан Чжень – крупнейший поставщик чая того времени. Случилась незадача. Он остановился на 1-й Мещанской у Семёна. Но народ стал покупать чай тут. В 1995 в числе трёх домов он был возвращён наследникам (ещё дом Пороховщикова и Муравьёвых-Апостолов). Наследница стала реставрировать… Всё, как и предки, закупила в Поднебесной. Но Китай уже не тот. С материалами обманули. Итог – восстанавливала Спецреставрация. Переходим на противоположную сторону. Первое здание телеграфа. 1856 г. Архитектор Кабос. В настоящее время здание телеграфа находится на Тверской. А это здание перешло Главпочтамту.
Здание Главпочтамта построено по проекту Великого Шухова в начале 20 века..
Интересное творение Баженова находится напротив. Это дом генерала и масона Юшкова.
После смерти батюшки. Сын стал его сдавать. Поселились художники. Ныне училище живописи имени Ильи Глазунова. Движемся вниз к Садовому. Видим несколько зданий уцелевших при пожаре 1812г. Здания. Купца Гусятникова и усадьба Солдатенкова.
Неожиданно видим здание Госстата. Конструктивизм 30-х. Творение Ле Корбюзье.
Идём далее. Усадьба Барышниковых. Здесь во флигеле Грибоедов написал «Горе от Ума» и свой вальс. (По техническим обстоятельствам в кадр не попало. Можно видеть на фото "Дома Композиторов". Жёлтый флигель справа.) Идём далее. Дом Лобановых - Ростовских.
Рюриковичи, между прочим. Нынешний представитель рода возглавляет Русское Дворянское Собрание. На нелепый вопрос журналиста: «Не хотите вернуть родовое гнездо?» Ответ был достойный: «Вы хотите, чтобы русский дворянин судился с Россией?» Идём далее. Дом «Композиторов».
В разные годы жили Лист, Рубинштейн, Чайковский. А Клод Дебюсси – преподавал музыку. Дочке хозяйки. Фон Мекк.
Часть вторая. Юсуповы палаты. Это одно из старейших каменных строений Москвы. Точная дата постройки – неизвестна. Есть версия, что это охотничий дворец Ивана Грозного в Огородной Слободе.
Точно известно одно – в здании существовал подземный ход в Кремль, засыпанный при реконструкции 19 века.
Дворцом владели сподвижники Петра Великого Шафиров и Толстой. В 1727 году, при правлении Петра II, Толстого отправили в ссылку в Соловецкий монастырь, а здание было изъято. Участок же достался Алексею Волкову, помощнику Меншикова и обер-секретарю Военной коллегии. Благодаря этому здание имеет название «Палаты боярина Волкова», при том что Волков не имеет никакого отношения к боярам. Но хозяином дворца он оставался меньше года. Меншиков потерял должность, и у Волкова взяли усадьбу. Её хозяином стал князь и генерал-аншеф Григорий Юсупов - Княжев, подполковник Преображенского полка.
В начале XIX века здесь проводились светские встречи. С 1801 года по 1803 год на территории палат в деревянном флигеле жил великий русский поэт А.С. Пушкин. Род Юсуповых владел дворцом на протяжении 190 лет, вплоть до Октябрьской Революции 1917 г.. Затем здесь находились анархисты. С 1929 года в здании находился президиум ВАСХНИЛ. Впоследствии в доме размещался музей дворянского быта и военно-исторический музей. Внутреннее убранство оставлю без комментариев. Сени.
Красный зал.
Переходы.
Охотничий зал.
Главный (Тронный) зал.
Лестница.
Один из залов дворца..
Китайский холл на 2-м этаже.
Одна из печей.
Дух захватывает. И что самое горькое и обидное вся эта красота нашему Государству - не нужна. В конце 90-х годов прошлого века дворец попал в руки к новым владельцам, которые провели его реставрацию, завершившуюся в 2010 году. Удивительно. Спасибо новым хозяевам. Если я правильно понял армянской семье, которая поддерживает это здание в приличном состоянии. Но как можно отдавать в частные, пусть даже хорошие руки такие объекты национального достояния? Я - в полном недоумении.
VladimirVepr писал(а):Часть вторая. Юсуповы палаты. Дух захватывает. И что самое горькое и обидное вся эта красота нашему Государству - не нужна. В конце 90-х годов прошлого века дворец попал в руки к новым владельцам, которые провели его реставрацию, завершившуюся в 2010 году. Удивительно. Спасибо новым хозяевам. Если я правильно понял армянской семье, которая поддерживает это здание в приличном состоянии. Но как можно отдавать в частные, пусть даже хорошие руки такие объекты национального достояния? Я - в полном недоумении.
на загнивающем западе как раз частные дворцы и крепости (а это субъективно 4/5 всех туристских объектов) зачастую лучше выглядят. Бо владельцы на ентом зарабатывают и периодически что-нибудь придумывают в действующих экспозициях согласно духу времени. Здесь же пустые помещения (поворчать слегонца..)
Продолжаем изучать родной город. Были на очень интересной экскурсии «Под знаком «старой веры» у старообрядцев и староверов в Рогожской Слободе и на Преображенке. Эта тема интересовала меня давно после чтения Мельникова-Печерского и Короленко. Основные их отличия от Русской Православной Церкви мне были известны, мне всегда казалось, что их жизнь закрыта от посторонних глаз, однако это оказалось не так. Экскурсия продолжительная – более 7 часов. Большая часть на ногах, кто решится повторить – учитывайте это обстоятельство. Автобус стартовал с Площади Ильича и минут через 15 мы подъехали к Рогожской Слободе. Это резиденция «поповцев», «белокрыницкого согласия», Русской Православной Старообрядческой Церкви. Все нюансы и отличия я описывать не буду, кому интересно – тот легко найдёт их в интернете. Мне очень было важно окунуться в их жизнь. Почувствовать атмосферу 17 века в современной Москве. Экскурсию в каждом месте проводит представитель общины. Это люди знающие, прекрасно образованные. Готовые спокойно обсуждать любые темы и отвечать на «каверзные» вопросы. Официальную Русскую Православную Церковь называют не иначе как «Господствующая Церковь», «Новообрядцы». И всё же в конце экскурсии у второго экскурсовода вырвалось – «Никониане». На мой вопрос об отношении к извинениям РПЦ за 300 летние репрессии и признание старых обрядов «равночестными» было отвечено – «мы читали». Т.е. не забыли и не простили. Их можно понять многолетние гонения и откровенный геноцид простить трудно. Тем не менее к туристам – экскурсантам настроены доброжелательно. Внимание и интерес им лестны. Рогожская Слобода возникла при Екатерине Второй. В 1771 году в Москве свирепствовала эпидемия чумы. Московским старообрядцам было отведено для погребения покойников место за Рогожской заставой.
Здесь постепенно возникло большое духовное поселение с кельями, богадельнями и церквами. Сначала был построен храм во имя святителя Николы.
Затем начато было сооружение по официальному наименованию — часовни, по сути же — огромного летнего храма во имя Покрова Пресвятой Богородицы. По величине не было равного ему в Москве. Архитектором проекта был Баженов.
Но московским старообрядцам не дали докончить его строительство по намеченному плану. О постройке храма донес императрице петербургский митрополит Гавриил. Он утверждал, что старообрядцы своей постройкой унижают господствующую церковь. Началось расследование, и в результате храм был достроен в урезанном и окургуженном виде: вместо пяти глав оставлена только одна, центральная, обломали выступы для алтарей, понизили само здание. Храм с внешней стороны стал выглядеть простым домом. Зато внутри храм поражает великолепием настенной росписи и редкостными по древности иконами. Храм расписали мастера из Мстёры и Палеха. Во время нашествия Наполеона французы побывали и на Рогожском кладбище. Но рогожане заблаговременно успели покинуть жилища и спрятать главные святыни храмов. Одна икона во время французской оккупации осталась в Рождественском храме.
Но солдаты - как бы не замечали её.
После изгнания Наполеона из Москвы столицу заняли донские казаки, в то время в большинстве своем старообрядцы. Знаменитый герой Отечественной войны атаман Платов (из донских казаков) был тоже старообрядцем. Он подарил Рогожскому кладбищу свою походную церковь. В 1854 году у старообрядцев был отобран Никольский храм и передан единоверцам (ныне там РПЦ), а через два года были запечатаны алтари в Покровском и Рождественском храмах. Распечатание же алтарей последовало только в 1905 году. При Николае Втором. Поражает великолепием колокольня – храм во имя Рождества Христова построенный в 1910 году.
В поисках «старой веры». Часть вторая. После посещения Рогожской Слободы автобус перевёз нас на Преображенку. Здесь нас встречал экскурсовод от «поморского согласия» 60 летний мужчина с окладистой белой бородой и голубыми глазами, взгляд которых, казалось, проникал в самую глубину души. Экскурсовод объяснил, что они староверы, а старообрядцы – это те кто на Рогожском валу… В отличие от «поповцев» денег от государства они не получают. Есть «благодетели». Ряд зданий сдают в аренду.
Старообрядцев можно найти среди учёных, юристов, технической интеллигенции, предпринимателей, но никогда в банковской сфере. По их понятиям давать деньги под проценты – великий грех. Как и Рогожская община, Преображенская община возникла в 1771 году в связи с эпидемией чумы. Так же: братская могила для умерших староверов за Каммер-Коллежским валом, деятельность крупных старообрядческих купцов, разрешение Екатерины Второй на строительство храмов.
Здесь особую роль сыграл купец Илья Ковылин, организовавший богадельню и спонсировавший масштабное строительство. А так как Ковылин был федосеевцем (одна из крупнейших конфессий беспоповства), Преображенская община стала центром этой конфессии, да и вообще беспоповства в России. В 1854 году община была закрыта и передана единоверцам (то есть старообрядцам, признающим власть Московского патриархата), позднее сюда вернулись беспоповцы, а к концу ХХ века, в перепитиях советской эпохи Преображенская община стала центром сразу трёх главных беспоповских конфессий: поморской, федосеевской и филипповской. Монастырь, построенный в конце 18 - начале 19 века, отличается очень сложным и необычным устройством. Считается, что прототипом его была Выгорецкая пустынь в Карелии - центр Поморского согласия, уничтоженная в середины 18 века. Преображенский монастырь повторял ее планировку, и состоял из двух частей, вплотную примыкавших друг к другу: мужской и женской. Южная часть - мужская, более старая, менее крупная и сильно видоизмененная. В 1851 году она была переделана в Никольский единоверческий монастырь. Преображенская община отличается удивительным стилевым единством - это "ложная готика". Авторство построек долго приписывалось Баженову, ныне более достоверным кажется авторство архитектора Фёдора Соколова. "Ложная готика" - один из самых оригинальных стилей конца 18 века, у староверов вообще прижилась, видимо, по контрасту с "эллинским" классицизмом. Старейший храм Преображенской общины: Никольско-Успенская церковь. Храм был построен в 1784 году, и первоначально носил посвященние Успенский. В Никольский храм был переосвящен в 1854 году, тогда же был перестроен, в том числе получил ненужную беспоповцам апсиду. Ныне в здании церкви находятся два храма разных конфессий, разделённые глухой стеной: Никольская церковь новообрядцев "спереди" и Успенская поморская "сзади" - беспрецедентный случай!
В полусотне метров севернее Никольского монастыря расположена женская часть Преображенской общины.
Архитектурный ансамбль этой части сохранился со времен постройки почти без изменений, а сама женская часть была более обширной и упорядоченной. Внутри общины было просторно, тихо и пусто.
Но это был настоящий монастырь, в исконном смысле слова. Крестовоздвиженская часовня.
Вообще, ранее обширная территория, на которой находится и Преображенский рынок, ранее принадлежала старообрядцам. Они очень надеются, что часть зданий и сооружений, ранее им принадлежавших, вернуться. Как здание вневедомственной охраны или бывшей больницы, где до недавнего времени находился туберкулёзный диспансер.
Экскурсия закончилась и мы дошли пешком до станции метро «Преображенская площадь», а вслед нам смотрел грозный взгляд первого солдата – преображенца Бухвостова… Символично.